Основание праведности
Правдивость, правота и даже праведность имеют один общий корень ПРАВ. Как известно, правда одна, и она не может быть у каждого своя. Как раз напротив, если правда у Бога (Пс.118:142), то, скорее всего, у каждого из нас своя неправда. При этом мы так устроены, что нам легче оправдываться самим, нежели искать оправдания у Бога. В результате все самоправедные люди одиноки, ибо праведны сами по себе и для себя самих. И всё-таки при наличии преступления без козла отпущения никак не обойтись. Если в случае праведности таким является Иисус Христос, принявший на Себя мой грех, то в случае САМОправедности мне Христос как жертва не подходит, поскольку я вины за собой не признаю. Но факты – вещь упрямая, и в жизни случается разное. Оказавшись перед выбором, искать ли оправдания во Христе (Гал. 2:17) либо же обвинять кого-то, чтобы оправдаться самому, самоправедный человек избирает второе. Следовательно, он пытается искать аргументы, оправдывающие его вопреки обвинениям его собственной совести.
Подлинная ПРАВедность есть не что иное, как быть правым перед Богом. Бог же написал Свой закон в моём сердце, и потому мои «мысли то оПРАВдывают, то обвиняют одна другую» (Рим.2:15). По этой причине я предпочитаю лучше верить совести (сердцу), чем ей не верить. К чему же взывает совесть? Верно, к разуму. Ибо он тот, кто принимает окончательное решение и несёт за это ответственность. О чем же взывает совесть? Верно, о правде Божией, которая одна. Всякая же правда человеческая, вопреки правде Божией, есть не что иное, как неправда. Итак, праведность основана только на правде Божией, тогда как самоправедность (т.е. самооправдание), основана на лжи.
Для поддержания статуса праведности «праведный, да творит правду еще» (Откр.22:11), требуется развитое качество правдивости для различения добра и зла (Евр.5:14) и мужество признавать за собой вину, называя вещи своими именами. Мужество иметь дело с правдой есть самое высокое мужество. И самая низкая трусость заключается в боязни правды до такой степени, чтобы врать самому себе. Это как раз и есть то, что делает человек, который говорит, что не имеет греха. Отрицая свою вину, он обманывает сам себя (1Ин.1:8).
Никакое лечение не представляется возможным без точного диагноза болезни. В медицине каждому известному заболеванию соответствует отдельное название. Первым помощником врачу является сам пациент, который как можно точнее объясняет симптомы болезни. Равным образом и в духовной жизни у каждого поступка и даже мотива есть свое наименование.
Бог не сможет иметь дело с твоей проблемой, прежде чем ты согласишься иметь дело с Его правдой. Первая ступень в преодолении любой духовной немощи — это устранение лжи, мужество называть вещи своими именами, ибо «всякая неправда есть грех» (1Ин.5:17)
– Александр Шевченко (из пособия «Самопознание во свете духовных законов»)